Суббота, 21.06.2025, 08:55

RSS | Главная | Каталог статей

Главная » Статьи » Социальные аспекты

СВОЙ СВОЕМУ ПОНЕВОЛЕ ДРУГ

С 2006 года центр «Надежда» в г. Северобайкальск работает, используя инновационную форму жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей – семейная воспитательная группа.

Воспитательная группа является структурным подразделением учреждения, но обеспечивает условия семейного воспитания, что является основной целью ее создания. Опыт апробированной методики интересен в каждом конкретном случае и в большинстве является положительным. Первую группу открыли в семье сотрудника Центра, замечая теплые отношения воспитанника и музыкального руководителя. Подросток помогал в техническом оснащении музыкальных мероприятий, участвовал в сценических представлениях с номерами брейк-данса. Бывая в гостях, общался с сыновьями педагога. В семье мальчик жил до поступления в профессиональное училище. Воспитатель не препятствовала общению с кровной семьей, хотя в этом было мало приятного (родители, больные алкоголизмом, живут в нашем маленьком городе, отказавшись от всех своих детей, которые находятся в детском доме).

Приоритетная и первоочередная задача в организации семейной группы – проработка родственных связей. Выявляются ближайшие и дальние социально-значимые контакты родственников, друзей, соседей, производится ознакомление с ситуацией и предлагаются варианты жизнеустройства ребенка (опека, приемная, гостевая семья, семейная воспитательная группа).

Десять  из двадцати четырех семейных групп организовано с учетом родственных связей, что позволило свести к минимуму негатив перехода из кровной семьи. Ребенок возвращается в прежний круг общения, не утратив так ему необходимой связи, пусть не с очень хорошей, но родной мамой. И как правило, дети, в отличие от нас, взрослых, не допускают плохих оценок родной мамы, как бы часто она не употребляла алкоголь, в каком бы отвратительном виде не видел бы ее ребенок – все равно он ее любит. Дети, испытавшие неблагополучие в семье, разрыв с матерью, ценят свою маму, любую, лишь бы она была. Поэтому методы нашей работы исключают разрыв родственных связей. Наоборот, мы их стараемся сохранить, продлить, приветствовать любого родного ребенку человека – дедушку, бабушку, тетю, дядю – пусть будет хоть кто-нибудь. Если ребенку не к кому «приклонить голову», у него будет расти агрессия, негативное отношение ко всем окружающим и обида на «весь белый свет».

Так, двенадцать детей вернулись в семьи близких родственников – сестры, дяди, тети, бабушки. Семья получила материальную поддержку в виде заработной платы, продуктов питания, бытовых принадлежностей и одежды, так как все семьи с невысоким уровнем материального дохода. В течение года члены семьи и воспитанники проходили адаптационный период и продумывали, определяли дальнейшее будущее. Важнейшим было, насколько они смогли полюбить друг друга, насколько терпимые отношения сложились.

Тринадцать воспитанников Центра получили статус приемных детей, то есть семейная воспитательная группа послужила промежуточным этапом между пребыванием в группах Центра и постоянным жизнеустройством. Чем младше воспитанник, тем лучше складываются семейные отношения. В подростковом возрасте очень сложно формируются новые качества и воспитательный процесс в целом. Проблемы состояния здоровья, педагогической запущенности и отрицательного семейного опыта в условиях новой семьи обостряются после адаптационного периода, что требует основательной подготовки в педагогической деятельности. 

За период формирования новой формы жизнеустройства разработан полный пакет документов по открытию и функционированию замещающей семьи, методических материалов по подготовке воспитателей, адаптации детей в семье и сопровождению группы. Проводились семинары по практическому обучению педагогическим умениям, мастер-классы, развивающие творческую деятельность, праздничные и спортивные досуги совместно с детьми и взрослыми.

Работа ведется в рамках деятельности проектов: «Модель создания службы сопровождения замещающих семей» - 2007 г., проект «Обретенье» - 2008 г., проект «Развитие службы сопровождения замещающей семьи» - 2009 г.. Изменяется организационная модель, расширяются формы устройства детей и критерии мониторинга эффективности, но неизменными остаются принципы деятельности – приоритет интересов ребенка и признание абсолютного права ребенка на семью.

Результативность деятельности в семье отслеживается ежемесячным патронажем кураторской команды специалистов административного, методического и линейного звеньев. Механизм реализации предусматривает результативность каждого этапа (подготовительного, организационного, практического и итогового) по деятельности с замещающей и биологической семьей и приемным ребенком. Мониторинг эффективности определяет итоговую результативность – постоянное жизнеустройство ребенка и высокий уровень благополучия семьи. Восстановление всех функций биологической семьи – редко досягаемый результат. В нашей практике три таких случая – матери восстановлены в родительских правах в отношении пяти детей. Хочется верить, что они никогда не вернутся к алкоголю и благополучно продолжат воспитание детей.

В практике сопровождения благополучной семьи иногда «всплывают» неожиданные проблемы. Так мы встречались с высоким уровнем авторитарности, неприемлемым попустительством в учебе (лишь бы хорошо выполнялись домашние бытовые обязанности), строгим ограничением встреч с «бывшими» - друзьями, родственниками, преобладанием материальных интересов по отношению ко всем другим. Решение проблем авторитарности заняло длительное время, работа психолога шла с переменным успехом. Трудность состояла в преодолении уже «называемой» мамой личных амбиций, снижении жестких требований к ребенку, использовании доброго, положительного – похвалы, поощрения, уменьшение систематического и постоянного пошагового контроля, приобретающего форму неприязненных отношений. Взрослая женщина не могла никак понять, что во всем виновата она, а не ребенок. Она перестала видеть все хорошее, которое на самом деле преобладало, «цеплялась» за мизерные недоделки, незначительные ошибки. Ей виделось: «У нас все плохо!». 

Специалисты Центра пробовали использовать семейную группу с целью коррекции делинквентного поведения подростков. Но асоциальный образ жизни родной семьи, отягощенная наследственность, девиантное поведение с детства, как норма, преобладают и в условиях добропорядочного семейного уклада. Подростки воспринимали доброту близких как глупость, на требовательность не реагировали, к обязанностям относились иждивенчески, трудовую деятельность игнорировали и продолжали совершать правонарушения. Альтернатива в их воспитании – только сила, то, чего они бы стали бояться. Родственники были вынуждены отказаться от их воспитания, как не поддающихся влиянию. Кардинальные изменения условий окружающей обстановки не возымели действия.

Формула успешной деятельности семейных воспитательных групп складывается из достаточного потенциала семьи, благополучного развития интегрированного ребенка и дополняется любовью к ребенку. Таких семей в нашей практике получилось большинство. Как правило, в семью ребенка принимают осознанно, ценится готовность к решению возникающих проблем (ведь дети, в основном, из асоциальных семей). Идеальных вариантов не бывает, но положительно оцененных – большинство. Вот некоторые из них.

Молодые люди приняли в свою семью двух братьев в дополнение к двум своим родным детям. Сначала в течение года была семейная воспитательная группа, потом – опекунская. Родная мать лишена родительских прав вследствие разгульной жизни и жестокого обращения с детьми. Старший из братьев замечен в нарушении поведения. Сотрудники Центра ведут совместную с семьей воспитательную работу.

Бывший педагог взяла к себе двух сестер. Родная мама больна туберкулезом, ведет асоциальный образ жизни. Девочки быстро привыкли к новым условиям, в семье сложились доброжелательные отношения со взрослыми родными детьми «новой» мамы. Родная мать долго присматривалась к сложившейся ситуации, вмешивалась, критиковала, но наконец решила, что девочкам будет лучше без нее. В настоящее время статус семейной воспитательной группы заменен на приемную, а родная мать, проходя мимо, не узнает своих детей. У младшей Оли к весне начинаются проблемы с  нарушением поведения, но процесс продолжается по убывающей от года к году. Старшая сестра Лена имеет широкий круг интересов, любит художественную, спортивную, продуктивную деятельность. Педагог готовит обеих сестре к дальнейшему обучению.

Наташу помещали в семейную группу дважды: первый раз не сложились отношения в семье, несмотря на легенду «о родном папе». Все члены семьи, администрация Центра и сама Наташа единодушно приняли решение о возврате. Вторая семейная группа сложилась удачно. Это второй приемный ребенок в семье, девочкам 12 и 13 лет. Наташа хорошо учится, творчески развитая личность, старательная в быту. Она оценила преимущества благополучной семьи – ей показали, что такое настоящий праздник, она побывала на море, всей семьей посещают православный храм. Но все равно девочка очень любит родную маму, надеется, что она образумится и они будут вместе. Приемная семья не препятствует общению с кровной семьей.

Радует, когда ребенка забирает к себе бабушка. Пожилые люди не имеют материальной возможности воспитывать ребенка на пенсию, поэтому статус семейной воспитательной группы, потом приемной, помогает поддерживать жизненный уровень. Хотя происходит это редко, ведь основная причина неблагополучия – пьянство, в которое втягивается вся семья и все поколение. Если женщина пьет и не смогла воспитать своих детей, то ее алкоголизм не остановят и внуки, как бы она их не любила и каких бы обещаний не давала.

В укладе каждого народа на Земле есть добрые традиции. У бурятского рода есть замечательная черта – не просто поддерживать родственные отношения, а жить заботой о близких. Как правило, если приходит беда, то находятся даже очень дальние родственники и забирают детей. В народе осуждается, если родные плохо заботятся о своих детях.

Современная атмосфера разрушает глубокие семейные отношения.

Нет в педагогической науке методик воспитания родственных отношений, это живет внутри человека, что называется «впитывается с молоком матери». Чтобы не вела бабушки своих внуков в приют, мамочки не бросали детей, должна присутствовать народная педагогика, несущая семейные ценности и добрые человеческие отношения, в  средствах массовой информации и на телеэкранах.

В.А.Зачиняева, зам.директора по воспитательной работе.


Категория: Социальные аспекты | Добавил: Admin (19.12.2011)
Просмотров: 502 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Категории раздела

Социальные аспекты [5]